Отиди на
Форум "Наука"

Recommended Posts

  • Глобален Модератор
Публикува

Днес чух, че археологическите данни от храмовете на Плиска и други места ясно сочат /архитекктурата съвпада/, зороастрийски култове и практики, или култ към огъня, запазен и до днес в северен Иран. Има ли коментари?

  • Потребители
Публикува

И така, стигнахме до черешката на сладоледа - покръстване на хуните в престолния ханския град Варачин. Тъй като текста на Мовсес Каланкатуаци (Мовсес Каганкатваци) от книгата му "История на страната Алуанк" отнасящ се до темата е обширен за съжаление ще се наложи да го сложа без превод и в откъси. Но усилието да се прочете руския превод определено си струва. В разказа се говори за повечето неща, които споменахме до сега като известни за култа на прабългарите:

ГЛАВА XL

ЕПИСКОП ИСРАЭЛ ПРОПОВЕДЯМИ СВОИМИ ОБРАЩАЕТ ГУННОВ В ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ. УВИДЕВ ЧУДЕСА, ОНИ ПОКОРНО ВНИМАЮТ ЕМУ

Преданный сатане, народ этот, охваченный заблуждением древопоклонения, по северной холодной глупости своей вздорные и ложные верования, скверные языческие обряды свои считал выше [других]. Если громогласное огненное сверкание молнии, обжигающее эфир, поражало человека или другое животное, то они считали, что это жертва, посвященная богу Куару, и служили ему. И еще почитаемому ими идолу какому-то, огромному и безобразному богу Тангри-хану, которого персы называют Аспандиат, приносили в жертву коней на кострах. Не имея вовсе здравого суждения, они предавались всяким заблуждениям. Трубили [в трубы] и били в барабаны над трупами, ножом или палашом делали кровоточащие надрезы на своих щеках, на руках и ногах. То было адское зрелище, когда совершенно нагие мужчины – муж за мужем и отряд за отрядом – бились мечами на ристалище у могил. Многочисленные толпы людей состязались друг с другом, а после предавались разврату и скакали на лошадях то в ту, то в другую сторону. Кто плакал и рыдал, а кто забавлялся по дьявольскому обычаю своему. Они забавлялись, резвились, пускались в пляски и предаваясь скверным поступкам, погружались в мрачную мерзость, ибо были лишены света Творца. Они приносили жертвы огню и воде, поклонялись каким-то богам дорог, и луне, и всем творениям, которые в глазах их казались удивительными. И еще преданные похотливым желаниям, [присущим Афродите], по диким языческим нравам своим жен отцов своих брали себе, или два брата брали одну жену, или [один] брал много разных жен. Имея много разных безобразных обычаев и суеверных обрядов, не могли они увидеть и познать Солнце справедливости.

Услышав и увидев их злонравные верования, пагубное поклонение идолам и развратные обычаи, [епископ Исраэл] денно и нощно молился Богу о спасении [этой] страны, дабы найти средство обратить их [в христианство]. И тогда по велению его было установлено время богослужения, чтобы все гунны-вельможи, азаты и рамики собрались поклониться святой церкви и выслушать божественные заветы. Тогда они собрались в Господнем доме – князь и толпа народа, выражая желание выслушать речи епископа, и говорили друг другу: «Давайте послушаем от него слова утешения, ибо он есть проповедник святого христианского учения, возвещающий миру заветы Святого Духа.

................

Вот и Ханаан (Бытие, 9, 18), как рассказывается, был проклят за наглость Хама (Бытие, 9, 22), осмеявшего [Ноя]. «Проклят Ханаан; отрок, раб рабов будет он у братьев своих» (Бытие, 9, 25). Видим мы, что из рода его произошел исполин Нимрод (Бытие, 10, 6-8), который бесовским колдовством соблазнил все народы собрать камни для столпотворения. Сам же, возгордившись своим исполинским ростом и колоссальной силой, стал царствовать над всеми остальными, как о том и писано: «Царства его вначале составляли: Вавилон» (Бытие, 10, 10). Мы узнали также из историй некоторых летописей, что и после разрушения столпа и смешения языков Нимрод, крайне возгордившись, уподобив себя богам, велел своим искусным ваятелям изготовить свои статуи из серебра и меди, отделать золотом и назвал их своим именем. Многие племена из этих заблудших народов приносили жертву его изображению. Такими вот теперь я вижу и вас, [вижу], как вы, колеблющейся душой преданные суевериям, блуждаете тут и там по нехоженным стезям, поддавшись обману колдунов и чародеев, ворожителей халдеев и некоему дикому исполину Аспандиату, которому приносите в жертву лошадей. И не можете понять того, что почитатели нечистых [сил] сами не могут быть чистыми. Ибо как нечисты и поганы капища, так мерзки и скверны перед Богом все те, кто приносит жертву Аспандиату, согласно Писанию: «…Мерзок перед Господом развратный и с праведными не имеет общения». Вы также почитаете богом и называете спасителем молнию небесную, которая сверкает во время грома. Подумали бы вы, о, невежественные люди, куда же деваются молнии облаков и громов раскат на те шесть месяцев, пока свирепствуют зимние морозы? Разве не по мановению Творца нашего Бога сверкают молнии и не по повелению ли Его перестают и усмиряются они, не смея являться в зимнее время? Ясно из этого, что они не боги, но творения Бога Творца. И заблуждаетесь вы жестоко, не внимая словам: «Боги, которые не сотворили, неба и земли, исчезнут с земли…» (Иеремия, 10, 11). Смотрите вы и знайте, что [лишь] Господь Бог есть изначальное, и прежде Его нет никого. Он Творец всего, видимого и невидимого. [Бог] единородный Сын, рожденный от Отца. [Бог] и Дух Святой, что из существа их. Ими и сотворен мир.

Отбросьте впредь свое старое заблуждение и поганое идолопоклонство, обновитесь обновлением разума своего, чтобы избрать себе лучшее. Ибо Иисус Христос появился на свет, чтобы спасти грешных. Придите, обратитесь к нему путем раскаяния. Не поклоняйтесь [больше] солнцу и луне, но [поклоняйтесь] Богу, сотворившему солнце и луну, небо и землю, море и все, что в них. Тем, кто поклоняется солнцу и луне, достанется на долю огонь неугасимый. Те, кто приносит жертвы водам, как камни утонут во глубине вод. О тех, кто [поклоняется] лиственным деревьям, принося им дары, так сказано в Божественном Писании: «Зажжется огонь на всяком древе в поле и пожрет беззаконников и не погаснет» (Иеремия, 7, 20). О тех же, кто вешает на себя золотые или серебряные изображения змея, Писание гласит: «Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа» (Софония, 1, 18), который в силах снять тяжкое бремя страданий и вечного ада с грешных ослушников, которые столь же нечестивы, сколь и язычники». Все это и еще многое говорил великий Исраэл первосвященник Божий.

......................

  • Потребители
Публикува
ГЛАВА XLI

ГУННЫ ВЕРУЮТ В ХРИСТА ЧЕРЕЗ ЕПИСКОПА ИСРАЭЛА. РАЗРУШЕНИЕ КАПИЩ И ВОДРУЖЕНИЕ КРЕСТА ХРИСТОВА

Доброжелательный великопрестольный князь Алп-Илитуер, его вельможи и многочисленные воины, вдохновенные весьма словами мужа Божьего, увлеченно, с охотой слушавшие его красноречивые проповеди и сладостные наставления, стали восславлять Бога, говоря: «Теперь мы истинно веруем, что Господь чрез него [Исраэла]ниспослал нам свое благодатное утешение, чтобы удержать нас от неразумных дел и всяких дьявольских поступков».

А затем, искренне и смиренно предавшись служению игу Христову, они украшали себя святостью и скромностью в дни сорокадневного поста, [строго] постились и в духовном рвении молились неустанно денно и нощно и спешили на поклонение святой церкви, забыв прежнюю прожорливость, которую святой епископ благодатью своих светлых наставлений соскреб с их умов.

Беспрекословно повинуясь велению святого епископа, боголюбивый князь, муж весьма благомыслящий, обязался вместе со всеми своими приближенными ежегодно свято соблюдать семь седьмиц. Будучи сам весьма благочестивым, он немедленно сделался исполнителем Божьей заповеди и разогнал сыновей мрака.

Уверовав в светлое учение Его, он изо дня в день украшался любовью Христа, становясь желанным пристанищем для святой веры. Приблизившись к животворящей жизни, он стал [достойным] сыном благодати Божьей, будучи земнородным своей страны. Выделяясь силой и доблестью, он прославился в состязаниях, как победитель на греческих олимпиадах, отличившись силой среди всех остальных, он снискал себе великолепное имя доблестное, совершив многие подвиги храбрости в Туркестане при хакане хазиров, он снискал любовь хакана, и тот выдал за него свою дочь. А также был он удостоен сана илитуерства и прославлен в пределах всех трех стран, потому что наставления епископа о светлом вероучении он принял как венец славы. Он старался постепенно прекратить исступленный плач над мертвыми и бешеную резню и, поняв, что отечественные верования скверны и отвратительны, он дал перед всеми обет [разрушить] капища Аспандиата запретить жертвоприношения другим языческим богам и повелел поклоняться только живому Богу, Творцу небес и земли, а также Сыну Единорожденному и Духу равносильному. Выбросив вон из головы своей всю скверну зла, он, как младенец новорожденный, жаждал цельного молока. Во многих местах он воздвигал церкви и умножал почести священников Божьих.

Тогда епископ и повелел срубить самое большое, посвященное скверному Аспандиату дерево – дуб, с пышной кроной, которому приносили в жертву лошадей и который окропляли кровью жертвы, а голову и шкуру ее вешали на ветви [этого самого дерева]. Этот дуб был как бы главой и матерью всех остальных высоких, покрытых густой листвой деревьев, посвященных [другим] суетным богам, которым многие поклонялись в стране гуннов, в том числе сам князь и все вельможи, считающие [дуб] спасителем [скверных] богов, дарителем жизни и всех благ. Услышав о том, что епископ велел срубить посвященное богам громадное дерево, которым были соблазнены и погублены все они, колдуны и чародеи, ворожеи и жрецы вместе с простолюдинами, подняв вой и, бия себя в грудь, пришли к князю гуннов и вельможам страны и кричали громкими голосами: «Что вы думаете, как вы смеете, как вы можете сделать то, что говорит вам наш противник враг богов наших – срубить дерево то! Зачем же вы во всем слушаетесь его? Зачем вы согласились ломать, разрушать и уничтожать наши капища и жертвенники отцами вашими построенные? Цари и князья, и весь наш народ по сей день почитали эти капища и получали от них и от деревьев священных добрые дары и умножение народа в нашей стране, [они] давали силу и победу в битвах с нашими врагами. За кого вы принимаете его, что так прислушиваетесь к его словам? Зачем вы даете ему власть совершать все это – разрушать, громить, уничтожать капища ваших богов? Ведь когда вы поклонялись и приносили жертвы и дары деревьям, посвященным колоссальному богатырю Аспандиату, вы получали все, просили и находили добро: больные получали исцеление, неимущие – состояние, во время засухи палящей и в знойные, жаркие дни мы силою их вызывали дожди, которые охлаждали сильный зной, поили растения и саженцы, наполняли [соками] плоды на съедение вам и в наслаждение. А также для вас мы прекращали ливневые дожди и усмиряли громогласное возмущение и сверкание молний с облаков.

Теперь же, хотя вы и верите его словам заблуждения и поклоняетесь Богу, которого он проповедует, не следует, однако, вам отходить и отрекаться от ваших настоящих богов, которым поклонялись ваши предки и вы тоже, не следует бросать их и предавать в его руки, чтоб он разбивал их и попирал ногами. Но поклоняйтесь им тоже, чтобы не рассердились они и не наказали нашу страну великими и жестокими ударами. Впрочем, кто дерзнет пойти, приблизиться к тем местам, где построены капища и храмы богатырскому Аспандиату, дотронуться до них, или же к тому дереву пышнорастущему, являющемуся хранителем и защитой нашей страны? Разве оно не наказывало жестокими мучениями и бешенством, а то и смертью тех, кто по незнанию брал для своих нужд из опавших листьев или сучьев того дерева, не истребляло ли их дом и род? Ему ли [епископу] теперь приблизиться, дотронуться и срубить его или разрушить капища наших богов? Мы знаем, если он заупрямится и приблизится к ним, то будет наказан тяжкими муками и даже жизни может быть лишен».

Тогда князь гуннов ответил колдунам и чародеям, ворожеям и жрецам и служителям капищ и деревьев: «Мы поверили мужу сему и веруем, и поклоняемся Богу, о котором он проповедует нам. И не запретим мы ему разрушать капища, вырвать, срубить и сжечь в огне то самое дерево. И если теперь вы с помощью капищ и храмов, или деревьев, посвященных [Аспандиату], сумеете устрашить его или же ввергнуть его в тяжкий недуг, или даже ниспошлете ему смерть, [тогда] мы поверим вам и велим тут же строить капища и храмы и воздвигать идолов. Будем поклоняться деревьям, принесем им жертвы и дары, как и прежде. Но если вы не сможете воспрепятствовать ему, не устрашите его и он разрушит капища и жертвенницы, срубит дерево и сожжет в огне, и не постигнут его ни напасти, ни смерть, [тогда] мы поверим, что он послан нам Богом и поклонимся единому Богу, сотворившему небо и землю, солнце, луну и звезды. А вас, связав вам руки и ноги, предадим в его руки, чтобы он и вас сжег вместе с тем деревом и [уничтожил] вместе с капищами».

Тогда колдуны, ворожеи и чародеи [слуги богини] Афродиты начали свое неистовое колдовство, стали обращаться к земле, с лживыми призывами, произнося вздорные и бессмысленные восклицания, но ничего не могли поделать своим лживым и суетным искусством. Еще незадолго до того они опутывали людей невидимыми путами и любого, кого хотели, ввергали в тяжкие муки, вселяя в них бесов, а потом говорили им лживые слова: «Вы должны приносить жертвы и дары капищам и деревьям, а вы не приносите. Поэтому-то и постигло вас это наказание от великих богов наших. Теперь возьмите вы жертвы и дары и преподнесите капищам и деревьям. Вот тогда вы и исцелитесь от этих недугов и мук». Прежде все, что ни говорили они, сатана исполнял, чтобы внушить простым людям страх. Они же своим сатанинским и дьявольским заблуждением порой на виду у всех устраивали видимость проливных дождей и засухи, иссушающей землю, и всем этим соблазняли всех и приводили к погибели страну, ибо сами, будучи в заблуждении, вводили в заблуждение непостоянных.

Но на этот раз они не смогли сотворить чего-либо подобного; им не удалось применить [свое колдовство] и устрашить мужа Божьего, и победить его, ибо знамением Святого Креста все силы их были скованы, а [чары] заперты.

Тогда начал говорить святой епископ-законоучитель. Он сказал князю гуннов и вельможам: «Я не боюсь нисколько и не страшусь, не беспокоюсь об их суесловии. Они, лишенные надежды на истинную жизнь в Боге, думают устрашить и меня своим языческим колдовством, как и всех других суеверных. Я не боюсь ни капищ ваших, ни высоких деревьев, которые изменят свой вид передо мной. И я буду действовать бесстрашно, открыто, на виду у всех, уповая на благодать Святого Креста Христова. Я избавлю ваши сердца от сомнений и от заблуждения поклонения деревьям, которые сами по себе ничто и ничего не могут сотворить: ни зла, ни добра, ни вознаградить служителей [своих], ни наказать врагов, в чем сами убедитесь, на примере немых идолов увидев своими глазами, как я разобью их вдребезги своими же руками и брошу под ноги на попрание людям».

С этими словами епископ приказал священникам взять в руки топоры, опуститься на колени и помолиться Богу, читая следующий псалом: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его» (Псалтырь, 67, 2). Затем он осенил знамением креста высокие деревья, посвященные скверному Аспандиату, после чего священники двинулись в рощу и повалили все деревья. [Епископ] тут же велел перевезти бревна в город Варачан. Пригласив к себе искусных мастеров по дереву, он приказал изготовить из круглых бревен прекрасный крест. Вырезав [из дерева] различные изображения, прикрепили их к кресту, украсили великолепными орнаментами и весь, сверху донизу покрыли лаком.

А также с правой стороны его, сверху донизу, один за другим он разместил и прикрепил большими гвоздями сверкающие, великолепные кресты [серебряные]. В нижней части креста была сделана квадратная выемка, с двустворчатой дверцей, на которой была вырезана лилия. Туда и поместили серебряный футляр, в форме креста с частицею Креста Господня.

Соорудив крест и снабдив его различными и чудесными украшениями, он установил этот крест для обетов и молитв восточнее царского дворца и сказал: «Поклоняйтесь Господу, Творцу вашему перед животворящим этим крестом. Вы, что по невежеству своему раньше поклонялись древу этому, ели мясо и пили кровь животных, принесенных в жертву дэвам перед этими деревьями, поклоняйтесь теперь этому Кресту и невидимому Богу. Ведь вместо посвященных деревьев воздвиг Он Крест свой во вселенной. Вместо крови жертв Он отдал свою кровь во искупление [грехов] наших. И я знаю, что все, что вы ни делали в прошлом, делали по невежеству своему. Впредь сами приближайтесь к престолу благодати Божьей, сбросьте с себя все тяжкие пороки вашего язычества, и да будете вы достойны носить ризу светлой славы».

И благоверный князь гуннов, услышав все это вместе со [своими] вельможами, еще больше ободрился в любви и страхе перед Богом. Он увидел и то, что ничего из того, чем грозили колдуны, не сбылось, и деревья близ капищ не причинили ему [Исраэлу] никакого вреда, и не постигли его ни тяжкие недуги, ни смерть. Но, напротив, [епископ] еще больше просветлел и ревностно усердствовал в служении Христу. Тогда и они более укрепились в вере и стали внимать словам его учения.

И повелел князь властью своей высокой схватить поклонящихся сатане и дьяволам колдунов и ворожеев, вместе с главными жрецами, связать им руки и ноги и привести их к мужу Божьему. [Когда это было сделано], он отдал их в руки епископа. Тот повелел некоторых из них сжечь на кострах на перекрестках дорог и улиц, чтобы показать [всем], как бессильно суетное колдовство, а некоторых бросил в темницы, и, [таким образом], вся страна избавилась от суетных верований и покорилась наилегчайшему игу служения Христу. Он повелел также снять и выбросить вон золотые амулеты, которые носили на себе язычники. А сам на глазах у всех своими руками мял и скручивал их, придавая им вид креста, и тем самым показал всем свою праведность.

Все эти порядки были установлены в дни святого сорокадневного поста при многотысячном царском войске гуннов, а было это подготовлено и устроено рукою епископа [Исраэла], волею Господа Бога, внушением Духа Святого, благодаря чему еще более распространилась благодать даров неизречимой славы Христа. Многие из старших жрецов и главных колдунов были еще в оковах и находились в темнице, когда настало светлое утро святой Пасхи. И вот по желанию князя Илитуера созвали всех горожан и там, на площади, назначили судилище. Обеим спорящим сторонам была дана возможность [высказаться] перед многочисленным собранием народа. Начал епископ. Держа в руках Божественное Писание, он заговорил словами [божественного] учения, строго браня и осуждая их. А жрецы, жалкие служители суеверные, сгорали от стыда перед Крестом Господним, который епископ все время держал в руке, [они] трепетали и впали в отчаяние. [Затем] они стали поносить себя, признавая свои грехи, [поклонились епископу] и обратились в истинную веру. Пагубные кости чар они отдали епископу, предали огню, удостоившись тем самым возрождения из святой купели.

А когда князь гуннов увидел все это, то со всем множеством народа еще более укрепился в любви к вере Христовой, оставив вовсе скверные суеверия, и в день освещения новоизготовленного Креста, установленного епископом при царском дворце, князь и все вельможи совершили жертвоприношение. И когда священники собирались воспеть благословляющие песни над дарами перед Крестом, епископ обратился к князю [со словами]: «Обет любви своей, которую ты питаешь к Богу, исполни сегодня перед Господом, дабы примирить Его с вами. Упраздни беззаконие, чтобы не было больше никаких препятствий [на пути богопочитания]. Теперь вот Святой Дух испытывает этих старших жрецов, и вы, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный. И вот согласитесь со мной: в этот великий день [праздника Пасхи] прежде всего должно быть сожжено громогласное кладбище чопа, называемое Даркунанд, руками этих уверовавших старших жрецов. Они должны пойти туда с проклятиями и сжечь [кладбище-рощу], лишь после того они могут быть крещены и причащены».

Когда благочестивый князь гуннов услышал все это, то немедленно поручил ему разрушить капища. Тогда епископ и князь отправил некоего Мовсэса, мастера на все руки, вместе с другими иереями разрушать и сжигать капища, и, [в самом деле], с помощью сонма главных жрецов, они подожгли и вообще уничтожили все скверные капища идолов. Сам епископ взобрался на возвышенное место напротив идолов, опустился на колени, осенил их знаменем Господним и тотчас поднялся сильный ветер, раздул пламя, огонь охватил и уничтожил высокое капище и скверные черепа и шкуры. [Затем] с великим ликованием они вернулись оттуда в город и приняли светозарное крещение. И день этот князь и вельможи сделали [самым великим] праздником из всех праздников и [самым большим] собором из всех соборов.

Както виждате, тук пише за всичко - Тангра , огнепоклонството, идолите, свещените коне ...

  • Потребители
Публикува

При всички случаи текста съдържа всичко, което на малки парченца знаем за прабългарската религията:

1. Тангра, който според текста е по същество персийския Ахура-Мазда (Ормузд) - от там и връзката на разкопаните капища с огнепоклонството.

2. Споменава се за почитание към слътцето и луната - подобно на това, което говори Теофилакт Охридски.

3. Жреците са наричани магове, което е всъщност значениено на думата колов(б)ър.

4. Имаме свещени животни, по-точно коне.

5. Имаме идоли, което също се споменава за вярана на прабългарите преди покръстването.

Забравих да кажа няколко думи за автора. Всъщност личността му е доста спорна.

Мовсес Каганкатваци (Каланкатуаци) (VII или X вв.) — арменски историк, автор или редактор «История на страната Алуанк» — навярно компилативно съчинение, приписвано на него или на Мовсес Дасхуранци. :book:

  • Глобален Модератор
Публикува
При всички случаи текста съдържа всичко, което на малки парченца знаем за прабългарската религията:

1. Тангра, който според текста е по същество персийския Ахура-Мазда (Ормузд) - от там и връзката на разкопаните капища с огнепоклонството.

2. Споменава се за почитание към слътцето и луната - подобно на това, което говори Теофилакт Охридски.

3. Жреците са наричани магове, което е всъщност значениено на думата колов(б)ър.

4. Имаме свещени животни, по-точно коне.

5. Имаме идоли, което също се споменава за вярана на прабългарите преди покръстването.

Забравих да кажа няколко думи за автора. Всъщност личността му е доста спорна.

Мовсес Каганкатваци (Каланкатуаци) (VII или X вв.) — арменски историк, автор или редактор «История на страната Алуанк» — навярно компилативно съчинение, приписвано на него или на Мовсес Дасхуранци. :book:

Съдържа, но съдържа хаотично а съдържа и други неща; въобще не е ясно кого има предвид автора под "хуни". :post-20645-1121105496:

Значи, според мен, на масата трябва да се сложат:

1/ писмените извори, като се отсеят и оценят /например горния текст е силно прохристиянски/;

2/ архитектурата и археологията;

3/ знаците - изображения, образи и пр. /сутринта един сериозен археолог по ТВ-то показа едни ромбовидни детайли по дрехите на графита с колобъра - 100% персийски/; какво ли например значат слънцата, които винаги с удоволствие българите са слагали по таваните си;

и всичко това да се сравни с познатите религии и тяхната символика и практика.

  • Глобален Модератор
Публикува
assbc1.jpg Хан Аспарух сключва мир със славяните и извършва езическо жертвоприношение.

Но авторът далеч не е бил свидетел на това. Таз картина отразява виждането до 80-тте - езичниците колят кучета, а пък славяните едни светли и бели. Днес знаем, че те са покорени и преселени, а и източниците за тях друго ни казват.

Бе ще се подреди все някога мозайката....

  • Модератор Военно дело
Публикува

Разпростирайки се по някой теми забравяте други.

1 В Мизия е имало не просто християни, а дори гърци. Когато Юстиниан ІІ бяга от крим незнаейки къде да отида отива в Томи. Там среща местни гърци (няма съмнение християни) които му обясняват колко велик и могъщ владетел е Тервел. Варна никога не е превземана от варвари и си остава голям ромейски град, макар и в пределите на България още от времето на Аспарух. В състоялия се църковен събор през 682 мисля се споменаваше и дръстърския архиепископ. Иначе казано християни гърци, макар и малцинство си има в Мизия. Отделно че и част от славяните вероятно под ромейско влияние са приели християнството още преди идването на Аспарух.

Колкото до Македония,- напълно възможно е Аспарух и брат му Кубер да си ходили на гости. В надпис при мадарския конник се казва "Чичовците ми не повярваха на носоотрязания император". Ясно е че след като е убедил Тервел, Юстиниан се е помъчил да убеди и Кубер да му помогне. Не е известно дали Юстиниан е ходил или не е ходил до Пелагония, но очевидно в Плиска е разбрал че между двете български държави се поддържат тесни връзки, та след като е убедил Тервел е счел за нужно да се пробва и с Кубер. Разсъждавам така, ако Тервел и Кубер не са се разбирали или са нямали близки контакти откъде накъде Юстиниан ще си позволи през главата на своя съюзник (от когото в настоящия момент зависи напълно) да преговаря с някой друг владетел.

  • Потребители
Публикува

В Мизия и Тракия е имало християни. Гърци е имало в черноморските градове, някогашни колонии. Другите християни са били траки и в малки количества всякакви племена и народи ... вкл. славяни и българи. Българи започват да се поселват на юг от Дунава поне век преди Аспарух.

  • Модератор Военно дело
Публикува

Правилно Галахаде, българи се преселват на балканите доста от по рано. Но предимно в Македония и Косово, има и в диоцез Тракия де. Интересен е въпроса за готите около Никопол. Пак карам на спомени, но там нямаше ли някакви разкопки до този град които доказваха че готите в тази крепост живеят до доста късно (аспарух със сигурност ги заварва). Те също са били християни. Прочее самите Кубрат, Аспарух и Тервел са християни. Покрай тях е естествено и други да са го приели.

  • Потребители
Публикува

За готи или гети става дума? А и за кой Никопол - този град дето днес се нарича така, Никополис од Иструм (пре дн. Никюп) или Никополис ад Нестум (Неврокоп, Гоце Делчев)?

За разкопки при Никюп да речем пише тук:

1. Владкова, П. Най-ранният Никополис ад Иструм. – ИИМВТ, ХV-ХVІ, 2000-2001. 2. Геров, Б. Романизмът между Дунава и Балканът от Хадриан до Константин Велики. ГСУ ФФ, 1950-1953. 3. Геров, Б. Земевладението в римска Тракия и Мизия (І-ІІІ в.). ГСУ ФКНФ, 1977. 4. Динчев, В. Към историята на Nicopolis ad Istrum и неговата територия през втората половина на V век. – In: The Roman and Late Roman City. Sofia, 2002. 5. Иванов, Т., Р. Иванов. Никополис ад Иструм. Том І., София, 1994. 6. Иванов, Р. Античният град Никополис ад Иструм. – Векове, 6, 1986. 7. Латински извори за българската история. Том І. 8. Поултър, А. Никополис ад Иструм – анатомия на гръко-римския град. – ИИМВТ, ІХ, 1994. 9. Римски и ранновизантийски градове в България. Том І. София, 2002. 10. Русева-Слокоска, Л. Към въпроса за укрепителната система на Никополис ад Иструм – строителни периоди и датировка. – В: Поселищен живот в древна Тракия. ІІІ. Ямбол, 1984. 11. Църов, И. Улпия Никополис ад Иструм. – Наследство, І, 1991 г. 12. Църов, И. Западният акведукт на Никополис ад Иструм: аркадата в долината на р. Росица. – ИИМВТ, ХVІІ-ХVІІІ, 2002-2003. 13. Църов, И., П. Владкова. Могилните некрополи на Никополис ад Иструм. – В: Първи международен симпозиум “Севтополис”. І том, В.Търново, 1994. 14. Ivanov, T. Nicopolis ad Istrum. Römische und frühbizantinische Stadt in Nordbulgarien. – BHR, 2, 1988. 15. Poulter, A. Nicopolis ad Istrum. Vol. I. London, 1995; Vol. II. London, 1999. 16. Vulpe, R. La victoire de Traian a Nicopolis ad Istrum. In: Studia in honorem Veselini Beševliev. Sofia, 1978.
  • Модератор Военно дело
Публикува

За никополис ад иструм иде реч. По точно за разкопките на някаква крепост близо до него. Съжелявам че не помня книгата в която го четох, пък и съобщението бе буквално два реда. Ставаше въпрос за това че във крепостта са открити следи от живот на готите които не прекъсват по някое време както с други градове, т.е. няма хиатус. Според мен става въпрос за готски анклав оцелял в славянското нашествие. За съжаление нямам никакви данни за разкопките в силистра, има ли там хиатус или няма. Но все пак си мисля че е имало доста оцелели.

1 Българите използват старите имена на много градове, Бонония -Бдин, Доросторум-Дръстър и т.н. Може би все пак са заварили и доста местни хора от които да научат тези имена. Нека си припомним че сърбите и хърватите примерно не използват старите римски градове, а строят свои които са със съвсем различни имена.

2 Знае се че много векове град пловдив носи името Филипопол, но въпреки това българите използват тракийското му име Пълдин. Очевидно е че са заварили и доста траки. Нека не забравяме че според етнографите в българските обичаи има доста от тракийската обредност.

Дойде ми на умът за случая с Грод. Той нали се покръства, връща се в родината си и стопява златните и сребърни идоли от които прави монети. За хан Крум се казва че пред стените на цариград принесал в жертва много хора и добитък. При сключването на дълбокия мир пък императора се заклева по българския обичай -вдига трева на високо, обръща конско седло и се докосва до тройна юзда, след това като жертва били пренесени кучета.

  • Глобален Модератор
Публикува

Eто това, че в народната обредност има тракийски елементи много, е също много загадъчно. Ще рече, че освен славяни, чието ниво така или иначе е по-ниско и едва ли са "дали" някаква обредност, Аспарух е заварил тук и много други местни с тракийски произход. Няма иначе логика да се реципират обичаи - това е едно от най-жилавите явления, народите си го носят със себе си; може да се вземат някои, но старите остават. Значи имаме българи, местни траки, славяни, готи и ромеи ... ??? Добавяме към мозайката и археологическите данни, че храмовете силно наподобяват зороастрийските от Персия и вече става ?????

  • Потребители
Публикува

Несъмнено ще е останала значителна група траки. Това дето Божо дрънка, че били ромеизирини и елинизирани не е вярно. Били са християнизирани. Може дари да са ползвали латински или гръцки както Но обичаите си остават, също ред елементи във фолклора.

  • Глобален Модератор
Публикува

А, без романизация не може да е минало. Сердика, Филипопол, целия "втори по големина народ след индийския" остава при римляните, неизбежно е да има промяна; мисля, че в София има много паметници на траки, напарвени по римския модел; обаче етноса си остава, вкл. и с обичаите си, и става една картина. Християнизирани навярно са после, с навлизането на християнството. Обаче на "народно" ниво закономерно е да останат старите обичаи, или по-скоро някои.

А фолклора е огромна тема. Аз не знам какви са елементите на тракийската обредност, обаче прочутия неравноделен ритъм освен тука се среща само май в Северн Иран, при малобройните... точно зороастрийци. Сложна работа, изисква голямо, и според мен интердисциплинарно проучване.

  • Потребители
Публикува

Интереса към готите да не е заради този пасаж на Дуклянеца:

Двата народа много се заобичали един друг, т.е. готите, а те са и славяни, и вулгарите, а най-вече за това, че двата народа били езичници и бил у тях един и същ език.
Българите използват старите имена на много градове
Да, в топонимите има най-много остатъчни елементи от ракийския език.
  • Глобален Модератор
Публикува

"Двата народа много се заобичали един друг, т.е. готите, а те са и славяни, и вулгарите, а най-вече за това, че двата народа били езичници и бил у тях един и същ език."

А сега де! ??? Да не е нещо превода неточен. Готите славяни?! Един и същ език у българи и готи?!

  • Модератор Военно дело
Публикува

Дойде ми на умът за готите тетраксити.Когато хуните побеждават остготите час от тях се укриват в крим и не последват своите съплеменници на запад. През 6 век българите ги нападат през керчанския пролив и след боеве които завършват наровно е сключен мир и българи и готи завързват най сърдечно приятелство. Ясно е че готите стават част от българския племенен съюз. Не бива да се забравя че българи и хуни живеят много време заедно, и накрая дори българите асимилират оцелелите хуни. Освен това имаме сармати в причерноморските области част от които вероятно са били инкорпорирани от българите. Като връх на сладоледа имаме сармати, даки, германи живеещи като колонисти на балканите. Изобщо етническата картина е крайно пъстра.

  • Потребители
Публикува
А сега де! ??? Да не е нещо превода неточен. Готите славяни?!
Дуклянеца счита, че славяните са готи и извежда сръбските владетели от готските,т.е. първо кара готските, после продължават като сръбски. :post-20645-1121105496:

Един и същ език у българи и готи?!
Най-вероятно е анахронизъм. Дуклянеца счита, че славяните са готи. От там, че готския е славянски. Разбира се в един момент в Първото царство започнало да се говори на един общ език, от което навярно Дуклянеца погрешно е направил извода, че това винаги си е било така.
  • Глобален Модератор
Публикува
Е ,естествено ,че така звучи - но може ли да има такова нещо?

Леле, Сириан, да го пропусна това! Sorry.

Според мен всяка прилика може да показва връзка. Може да има, защо не. Някъде в индоевропейския корен. Защо не?

  • 2 седмици по-късно...
  • Глобален Модератор
Публикува

Като се има предвид, че археологията сочи "иранска връзка" в храмовете, като се добавят текстовете от византийците, че "се кланяли на слънцето и луната", като се добави и това, което се намира в азиатските територии /бегло го загатнаха вчера във серията на филма/, не може ли да счетем, че в древната религия на българите има елементи на зороастризъм?

/Което впрочем навежда и към вероятност на "иранската" теория за произхода./

Напиши мнение

Може да публикувате сега и да се регистрирате по-късно. Ако вече имате акаунт, влезте от ТУК , за да публикувате.

Guest
Напиши ново мнение...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Вашето предишно съдържание е възстановено.   Изчистване на редактора

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Зареждане...

За нас

"Форум Наука" е онлайн и поддържа научни, исторически и любопитни дискусии с учени, експерти, любители, учители и ученици.

За своята близо двайсет годишна история "Форум Наука" се утвърди като мост между тези, които знаят и тези, които искат да знаят. Всеки ден тук влизат хиляди, които търсят своя отговор.  Форумът е богат да информация и безкрайни дискусии по различни въпроси.

Подкрепи съществуването на форумa - направи дарение:

Дари

 

 

За контакти:

×
×
  • Create New...
×

Подкрепи форума!

Твоето дарение ще ни помогне да запазим и поддържаме това място за обмяна на знания и идеи. Благодарим ти!