Забелязахме, че използвате Ad Blocker

Разбираме желанието ви за по-добро потребителско изживяване, но рекламите помагат за поддържането на форума.

Имате два варианта:
1. Регистрирайте се безплатно и разглеждайте форума без реклами
2. Изключете Ad Blocker-а за този сайт:
    • Кликнете върху иконата на Ad Blocker в браузъра
    • Изберете "Pause" или "Disable" за този сайт

Регистрирайте се или обновете страницата след изключване на Ad Blocker

Отиди на
Форум "Наука"

Маньчжурская "История золотой империи"


Препръчано мнение

  • Потребител
Публикувано (edited)

Для меня тоже была приятным сюрпризом существование истории их империи на маньчжурском языке, а главное - перевод на русский язык.

"Российские синологи начали переводить династийные истории не позднее 1830-х годов, когда Г. М. Розов (1808—1853) перевёл на русский язык маньчжурскую версию Истории Цзинь, полностью опубликованную лишь в 1998 г., как «История золотой империи»."

https://www.vostlit.info/Texts/rus11/Zinschi/red.htm

Текст воспроизведен по изданию: История золотой империи. Российская Академия Наук. Сибирское отделение. Новосибирск. 1998.

© текст - Ларичев В. Е. 1998

Редактирано от Геннадий Воля
  • Потребител
Публикувано

Тут, как я и надеялся, оказалось несколько неожиданных сюрпризов и откровений исторических:

- не смотря на то, что во многих исторических публикациях как-то смутно говорится о единстве народа и языка чжурдженей - маньчжуров, но даже иногда некоторые авторы категорически отрицают такое единство, спасибо редактору, который прямо написал о единстве народа и языка:

"Создание маньчжурского варианта "Цзинь ши" относится к концу первой половины XVII в., когда произошло окончательное становление новой письменности, истоки которой восходят ко времени начала объединения Нурхаци чжурчжэньских земель в новое государство - "Поздняя Цзинь", переименованное позже в Цин. Эта письменность, идеально отвечающая нормам маньчжурского (чжурчжэньского) языка и созданная на основе уйгурско-согдийской графики, стала использоваться при написании государственных документов и литературных переводах с китайского языка. Тогда же началась работа по переводу на маньчжурский язык "Цзинь ши", истории народа, прямыми потомками которого считали себя маньчжуры, а также "Ляо ши" и "Юань ши"."

обратите внимание, как легко Дзинь переходит в Цин, хотя некоторые историки убеждают, что это совершенно разные империи, да ещё и называют их китайскими.

Вот тут меня интересует, как переводчика вопрос, а действительно в китайском и манжурском языке есть такая же значимая разница в названиях, как в русском?


Цзинь кит. упр. 金朝 "Great Jin" (大金) Jurchen word for "gold", and therefore also for their state name, was alchun.
Вели́кая Цин[2] (маньчж. ᡩᠠᡳᠴᡳᠩ ᡤᡠᡵᡠᠨ дайцин гурунь, кит. трад. 大清國, упр. 大清国,


А ведь была ещё и Империя Цинь (кит. упр. 秦朝, пиньинь Qín Cháo, палл. Цинь чао) — первая империя в истории Китая

А ещё в рамках этой истории уже в предисловии упоминается "Срединная империя", и как увидим позже , она тоже не китайская.


Кита́й (кит. трад. 中國, упр. 中国, пиньинь Zhōngguó, палл. Чжунго, «центральное государство», «срединное государство», «срединная империя»[1]) — страна Восточной Азии.

  • Потребител
Публикувано

Поскольку меня больше интересует в данной истории фигура Тэмуджина и история его отношений с Империей Цзинь, отношений монгол и чжурджэней, то начну я с 1208 года, со смерти очередного императора, когда появляется Тэмуджин "почти" в первый раз (почему "почти" скажу отдельно ниже), но зато этот абзац, он того стоит!

https://www.vostlit.info/Texts/rus11/Zinschi/frametext9.htm

ИСТОРИЯ ДОМА ЦЗИНЬ, ЦАРСТВОВАВШЕГО В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ КИТАЯ С 1114 ПО 1233 ГОДЫ

АНЬЧУНЬ ГУРУНЬ

VII. ИМПЕРАТОР ВЭЙ-ШАО-ВАН

В девятый месяц, когда помер император Чжан-цзун, Ван-янь-хуан ... Вэй-шао-ван, ... вступил на престол императорский. Вэй-шао-ван послал к монгольскому государю Тэмуцзиню указ о том, что он преемствовал императорский престол. Тэмуцзинь спросил цзиньского посла: "Кто новый император?" Посол отвечал, что новый император есть Вэй-ван. Тогда Тэмуцзинь, оборотившись назад, из презрения плюнул и сказал: "Я думал, что государем Срединного государства будет человек, дарованный Небом. Но когда и этот человек может быть государем, то зачем я пойду к нему делать поклонение?" После сих слов, ударив коня, удалился. Услышав это, государь Вэй-шао-ван весьма разгневался и хотел казнить Тэмуцзиня, по прибытии его с данью, но Тэмуцзинь, узнав наперед его намерения, совершенно прекратил свой приезд ко двору Цзинь.

610. Тэмуцзинь — Темучжин (Темучин), Чингисхан, Тай-цзу (кит. храмовое имя); основатель и первый император монгольского раннефеодального государства. Описанный здесь эпизод не обнаружен в китайском варианте чжурчжэньской хроники. Вероятно он взят из другого сочинения, о чем свидетельствует китайская транскрипция имени Темучжина — Тэ-му-цзинь. Эта транскрипция появилась в последней четверти XVIII в.

- Не лишне напомнить обще известное, что до 1208 года Тэмуджин был вассалом императора Цзинь. И тут он приехал ко двору с данью, но узнал о приказе нового императора его казнить, отказался дальше признавать нового императора своим сюзереном, и после этого начались войны монгол с чжурджэнями.

- Тут как раз Тэмуджин называет чжурджэньскую Империю Цзинь - Золотую - Срединным государством. Оказывается, и это название принадлежало не ханьцам - китайцам, но чжурджэням.

- Китайская транскрипция имени Темучжина — Тэ-му-цзинь, пардон, то есть в этом варианте его имени есть такое же слово Цзинь - Золотой, как и в названии Империи Цзинь? И Вы хотите сказать и уверить всех, что это чистая случайность?

  • Геннадий Воля changed the title to Маньчжурская "История золотой империи"
  • Потребител
Публикувано

Тут следует понять обоснование китайцами своей китайской истории, они действуют не "по принципу крови, но по принципу земли", то есть истории всех народов, которые живут нынче в КНР относятся и составляют "китайскую историю", хотя в КНР живут много разных народов, которые имеют свою собственную историю, отличную от ханьцев. Ну, скажем к примеру, как была История СССР - история всех народов, входящих в Союз ССР.

У меня давно возникло подозрение, что что-то не складывается в истории Великой монгольской империи, которую создал Тэмуджин - Чингизхан, который воевал с Золотой империей чжурджэней и не победил её при своей жизни, а война ещё долго продолжалась после его смерти; а потом Кубилай взял и основал новую династию Юань в бывшей столице Золотой империи Дзинь, и вроде как разорвал с Монголией. А спустя ещё несколько десятилетий Династию Юань заменила империя манчжур, которые были ранее чжурджэни! Такое впечатление, что монгол вставили в разорванную историю чжурчжэньско-маньчужрских империй, и как-то не ловко получилось! А тут ещё утверждение Бичурина, что монгол - было название царствующего дома, а не название народа!

Напиши мнение

Може да публикувате сега и да се регистрирате по-късно. Ако вече имате акаунт, влезте от ТУК , за да публикувате.

Guest
Напиши ново мнение...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Вашето предишно съдържание е възстановено.   Изчистване на редактора

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Зареждане...

За нас

"Форум Наука" е онлайн и поддържа научни, исторически и любопитни дискусии с учени, експерти, любители, учители и ученици.

За своята близо двайсет годишна история "Форум Наука" се утвърди като мост между тези, които знаят и тези, които искат да знаят. Всеки ден тук влизат хиляди, които търсят своя отговор.  Форумът е богат да информация и безкрайни дискусии по различни въпроси.

Подкрепи съществуването на форумa - направи дарение:

Дари

 

 

За контакти:

×
×
  • Create New...
/* Revenue-Ads-Footer */ /* За дарение */
×

Подкрепи форума!

Дори малко дарение от 5-10 лева от всеки, който намира форума за полезен, би направило огромна разлика. Това не е просто финансова подкрепа - това е вашият начин да кажете "Да, този форум е важен за мен и искам да продължи да съществува". Заедно можем да осигурим бъдещето на това специално място за споделяне на научни знания и идеи.