Забелязахме, че използвате Ad Blocker

Разбираме желанието ви за по-добро потребителско изживяване, но рекламите помагат за поддържането на форума.

Имате два варианта:
1. Регистрирайте се безплатно и разглеждайте форума без реклами
2. Изключете Ad Blocker-а за този сайт:
    • Кликнете върху иконата на Ad Blocker в браузъра
    • Изберете "Pause" или "Disable" за този сайт

Регистрирайте се или обновете страницата след изключване на Ad Blocker

Отиди на
Форум "Наука"

Труды Якинфа (Бичурина)


Препръчано мнение

  • Потребител
Публикувано

256/ Историческое пополнение. Дом Тугю, по-монгольски называется, как ниже увидим, Дулга <Тукюе>. Ориенталисты западной Европы пренебрегли уверением китайской истории, а обратили внимание на созвучность тугю с тюрки, и приняли в основание, что монголы, известные под народным названием дулга, были тюрки; а как предки дулгаского Дома происходили из Дома хуннов, то и хунны были народ тюркского же племени. Сие-то смешение монголов с тюрками повело ученых западной Европы к превратным понятиям о народах монгольского племени, обитавших в Средней Азии в древние времена.

БИЧУРИН Н. Я. <ИАКИНФ>
СОБРАНИЕ СВЕДЕНИЙ О НАРОДАХ, ОБИТАВШИХ В СРЕДНЕЙ АЗИИ В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОТДЕЛЕНИЕ VI
ТУГЮ <Таншу, гл. 215а и 215б> <Чжоушу, гл. 50; Суйшу, гл. 84>

Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена. — М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 1950.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Sobr_sved_o_narodach/Tom_I/frametext61.htm

  • Потребител
Публикувано

Историческое пополнение. В вымыслах азиятских историков кроется одно важное обстоятельство, ни одним европейским историком не замеченное. Персидский историк Хондемир, почитая Тюрка главою двух Домов — Татар и Монгол, господствовавших в Монголии, называет Монголию Тюркистаном. См. Историю Монголов, переведенную с персидского Г. Григорьевым, стран. 2. Тюркский историк Абюль-кази-хан хотя производит монголов от Тюрка, но нынешние тюркские племена, т. е. говорящие татарским языком, почитает не одного племени с монголами. См. Историю о Татарах. Ч. II, гл. 2, стран. 52. Он называет Монголию Могульскою державою, а под Тюркистаном разумеет оседлые владения в Средней Азии, как то: Коканд и пр. См. Ч. III, гл. 1 стран. 421 и след. Странно, что в монгольском языке нет слова тюрки; а персидский историк, производя монгольских владетелей от Тюрка, и называя их владения Тюркистаном, самих монголов не называет тюрками и разделяет сей народ на татар и монголов, по именам двух близнецов, родившихся от Или-хана. По сему разделению азиятские историки восточных монголов называли татарами, северных монголами. См. Историю о Татарах. Ч. II, гл. 2, стран. 62. Здесь /266/ можно заметить, что поколения двух близнецов, Татар и Монгол, стали несколько известными становиться только с XI века по Р. Х. Надобно еще заметить, что хунны претерпели в 92 году конечное поражение от монголов восточной половины, данной Или-ханом в удел сыну его Татару. Дом Сяньби, владевший в то время восточною Монголиею, был хотя единоплеменный, но не одного происхождения с Домом Хунну.

  • Потребител
Публикувано

БИЧУРИН Н. Я. <ИАКИНФ>

КТО ТАКОВЫ БЫЛИ МОНГОЛЫ

При чтении истории Монгольского народа в самом начале представляется вопрос: кто таковы были Монголы? Вопрос весьма естественный и простый: но точный ответ на него может несколько затруднить; особенно, если при исследовании принять в руководство словозвучие, вероятность и авторитет, которые в продолжение прошедших двух столетий служили верными путеводителями к запутанности при разрешении подобных вопросов. Ученые западные ориенталисты долго занимались исследованием сего вопроса; но ни один из них не мог открыть точки, с которой бы можно было решить его удовлетворительно. Монгольский народ искони получал народное название от владетельного дома; а западные ориенталисты, напротив, ошибочно принимая каждый владетельный Монгольский дом за особенный народ, уклонились от прямого пути, и таким образом из единоплеменных владетельных домов составили несколько разноплеменных народов, которым не могли определить ни начала, ни конца. Наконец Клапрот, в его Memoires sur l'Asie, решил их недоумения одним своим мнением, что все, написанное Китайцами о древних среднеазийских народах, есть заблуждение; и ученые знаменитости во всей Европе преклонились пред ним. <86>

Династийная История Дома Юань 1, Юань-шу, представляет порядок предков Чингис-хановых до десяти колен, составлявших прямую линию Дома Монгол, но ни слова не говорит о происхождении самого Дома, давшего народное название племенам, сопредельным с Россиею от Аргуни на запад до Бухтармы. Китайская статистика, И-тхун-чжы показывает восемь единоплеменных владетельных Домов, от которых Монголы в продолжение двенадцати 2 столетий получали народные названия, последовательно одно за другим. Сии Домы были: Хунну, Ухуань, Сяньби, Жужань, Дулга, Oй-хор, Сеяньто, Кидань. Заметим, что Дом Монгол и в статистике не виден; одна только государственная летопись, тхун-гянь ган-му, сообщает некоторые сведения о происхождении сего Дома. Из сведений, сохраненных помянутой летописью, открывается, что Дом Монгол вовсе не принадлежал к племенам того народа, которому в начале XIII столетия сообщил народное название, доныне им удержанное. Первобытные Монголы были Тунгусы, пришедшие в южную <87> Монголию, с Амура, что ниже увидим из тех мест, в которых летопись кратко упоминает о них.

Четвертое лето правления Кянь-дэ соответствует 966 году по P. X. Татань есть Маньчжуское слово, зн. шалаш. Мохэ есть название владетельного Дома и народа его. Мохэсцы обитали по обеим сторонами Амура, от Аргуни до Вост. океана. Земли солонов и дахуров по реке Нонь-мурэнь принадлежали Мохэсцам; Дом Тхань вступил на Китайсий престол в 618 году. Правление Юань-хэ продолжалось 806-821. Дом Сун получил престол в 960 г. Мохэсцы названы Северовосточными в отношении к Кхай-Фынь-фу, Кит. столице того времени. Ин-шань, есть Кит. название обширной цепи гор, которые в разных направлениях тянутся по южной Монголии от Хухэ-хота до западной межи Ордоса.


Второе лето правления Цзин-дэ соответствует 1005 году по Р. X. Дом Кидань с 915 года владел всею Монголиею; следовательно Татаньские поколения находились под его зависимостью. Из сего меcта открывается: 1-е, что Аймань Татань, первоначально состоявший из одних родов, чрез два столетия по переселении, в состоянии был разделиться на девять Айманей, но еще не был столь силен, чтоб не признавать верховной власти Киданей над собою; 2-е, что Татаньцы во все это время кочевали по северную сторону Хребта Инь-шань; потому что Халка в первой половине девятого столетия еще находилась под Ойхорами, исключая восточной части под Шивейцами: по падении же Ойхоров остались в Халке поколения Юйгюлюй и Шивэй, оба под зависимостию Киданей.


«В пятое лето правления Шао-хин Дом Гинь объявил войну Монголам. Монголы обитали от Нюньчженей 6 к северу. При династии Тхон они составляли поколение Мын-гу; назывались также Мын-гу-сы. Это были люди сильные, мужественные, искусные в боях; могли видеть <89> в темноте ночи; брони делали из моржовой кожи, непроницаемой для стрел. Государь Дома Гинь предписал темнику Хишаху идти с войском на них».


И так происхождение Монгольского народа Дома Монгол, от которого сей народ получил народное название, суть две вещи совершенно различны между собою. Начало Монгольского народа восходит слишком за 25 столетий до P. X.; Дом Монгол, напротив, возник в начале IX, усилился в начале XII, основал Монгольскую империю в начале XIII столетия по Рождестве Христове.

Полагая, что статья о происхождения Дома Монгол еще не напечатана, посылаю окончание к ней.

Покойный Клапрот в своих записках об Азии вот что говорит о народах Монгольского поколения: <92> «рассматривая этнографическую таблицу народов внутренней и средней Азии до 1000 года, можно изумиться, что в ней не упоминается о Монголах. Причина сему заключается в том, что большая часть поколений, составляющих сей народ, жила на самом севере, и потому не могла войдти в сию таблицу; ибо она представляет только народы, обитавшие в той части Азии, которая заключается между цепью Гималая, простирающегося к северовостоку, и цепью гор Алтай, Танну, Хангай и Хинган, которые отделяют Гоби от рек, впадающих в верхний Амур». И так Монголы, по мнению Клапрота, искони занимали южные пределы восточной Сибири — от Аргуни на запад до Енисея; а внутреннее пространство Монголии все принадлежало разным поколениям Тюркского племени, и сам глава Монголов родом был Татарин, а подданные его были Тюрки. Из этой галиматьи ясно видно, что Клапрот не читал с должным вниманием положительных сведений о происхождении Дома Монгол, сообщаемых Китайскою Историею, а в основание принял предположения собственного своего вымысла, и из сплетения выводимых отсюда умозаключений составил цепь, совокупляющую разноплеменные поколения в один народ. Ныне подобные нелепости нередко называем серьезным именем спорных вопросов, разъяснение же сих вопросов, изложенное в витиеватых критических разысканиях, считаем глубокою ученостью; а, если будем основательно разбирать доводы обеих сторон, то не редко выходит из них свод одного пустословия с другим, из которых впрочем оба опираются на древних Греческих и Музульманских писателей, часто кстати и не кстати приводимых учеными нашего времени.
 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Kto_byli_mongoly/text2.htm

  • Потребител
Публикувано (edited)

Историческое пополнение. Иафетова сына Тюрка полагают праотцем племен,, населяющих Среднюю Азию от Каспийского моря до /260/ Корейского залива: но сие сказание, по-видимому, принято для того, чтоб протянуть родословную [223] Домов, царствовавших до Ноя. В седьмом колене от Тюрка родились два близнеца: Татар и Монгол, которым отец их Илли-хан разделил Тюркистан: первому дал восточную половину, а второму западную. И это, кажется, есть вымысл, чтобы дать имена и начало двум Домам, владычествовавшим в восточной и западной Монголии. В третьем колене от Монгола родился Огуэ-хан, сын Кара-хана, сына Монголова, первый из великих древних завоевателей в Средней Азии.

Историческое пополнение. Оба вышеприведенные сказания имеют историческое основание, на котором при свете китайской истории легко в самых вымыслах приметить истину. Огуз-хан есть Модэ или Модо-хан, происшедший /263/ из Дома Хуннов. Отец его Томань, по азиятским историкам Кара-хан, за 220 лет до Р. Х. вытесненный из Ордоса китайцами, удалился в Халху и поселился под Хангаем на тех местах, на которых впоследствии все сильные ханы ставили свою орду, и которые со времен Чингис-хана сделались известными под монгольским названием Хара-хоринь, а историки азиятские назвали его Кара-кум.

Став [526] повелителем Монголии во всей тогдашней обширности ее, в 202 году до Р. Х. он вступил чрез Великую стену в пределы Китая, и без сражения принудил императора к платежу дани под названием подарков, что в 198 году вторично было утверждено письменным договором. В 176 году Модэ сам /176/ писал к китайскому Двору, что он покорил В. Тюркистан, Чжуньгарию и Мауре-эн-нягяр [Мавераннахр], т. е. все оседлые владения от Пичана до Персии. В 174 году он умер. Повествования азиятских историков о подвигах Огуз-хана даже в порядке времени сходствуют с китайскою историею. Остается недоумение в определении, кто был Татар-хан: Хан ли восточных монголов, или Хан юечжыский? Оба кочевали в смежности с Китаем; первый владел землями, лежащими за границею губернии Чжи-ли; второй кочевал на землях, составляющих ныне северо-западный угол Китайской империи. Но сие недоумение поясняется разделом Монголии на восточную и западную половины, из коих первая отдана Татару, а вторая Монголу, от которых народы получили названия.

Историческое пополнение. В вымыслах азиятских историков кроется одно важное обстоятельство, ни одним европейским историком не замеченное. Персидский историк Хондемир, почитая Тюрка главою двух Домов — Татар и Монгол, господствовавших в Монголии, называет Монголию Тюркистаном. См. Историю Монголов, переведенную с персидского Г. Григорьевым, стран. 2. Тюркский историк Абюль-кази-хан хотя производит монголов от Тюрка, но нынешние тюркские племена, т. е. говорящие татарским языком, почитает не одного племени с монголами. См. Историю о Татарах. Ч. II, гл. 2, стран. 52. Он называет Монголию Могульскою державою, а под Тюркистаном разумеет оседлые владения в Средней Азии, как то: Коканд и пр. См. Ч. III, гл. 1 стран. 421 и след. Странно, что в монгольском языке нет слова тюрки; а персидский историк, производя монгольских владетелей от Тюрка, и называя их владения Тюркистаном, самих монголов не называет тюрками и разделяет сей народ на татар и монголов, по именам двух близнецов, родившихся от Или-хана. По сему разделению азиятские историки восточных монголов называли татарами, северных монголами. См. Историю о Татарах. Ч. II, гл. 2, стран. 62. Здесь /266/ можно заметить, что поколения двух близнецов, Татар и Монгол, стали несколько известными становиться только с XI века по Р. Х. Надобно еще заметить, что хунны претерпели в 92 году конечное поражение от монголов восточной половины, данной Или-ханом в удел сыну его Татару. Дом Сяньби, владевший в то время восточною Монголиею, был хотя единоплеменный, но не одного происхождения с Домом Хунну.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Sobr_sved_o_narodach/Tom_I/frametext61.htm

 

Редактирано от Геннадий Воля
  • Потребител
Публикувано

Историческое обозрение Ойратов или Калмыков с XV века до настоящего времени.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Oirat_2/text1.phtml

Наконец настал век того великого переворота, коего ужасная сила ниспровергла все престолы Азии и потопила оные в крови защитников. Это век торжества Чингис-Ханова. В сие время всеобщего изменения в Азии, и в Чжуньгарии образовалось новое феодальное Царство Армур, коего глава вел долговременную и упорную войну с Хубилаем и его преемником Тэмуром за уничтожение права, по которому Князья избирали преемника обширной Монгольской Империи. Искренний мир положил конец сей брани 17. Но [293] с сего времени и потомки Чингис-Хановы, сидевшие на престоле Китайском, начали нисходить с высоты своего могущества. В Китае возникли сильные междоусобия, которые наконец превратились в войну за независимость. Тогон Тэмур, покорясь судьбе, добровольно оставил престол оного и удалился в свою отчизну — Монголию [в 1367 г.] 18. Сие событие составляет Эпоху, с которой Чжуньгарские Монголы появились на политическом поприще под названием Ойратов.

Выход Чингис-Хановых потомков из Китая произвел в Монголии всеобщее внутреннее брожение, в продолжение которого Владетели или Главы Поколений снова присвоили себе первобытное право утверждать Хана на упраздненном престоле, а отсюда родилось неуважение к верховной Главе народа и самоуправство с равными себе — два источника, из которых наиболее проистекают междоусобия у кочевых народов. Тщетно Министры, образованные в Китае, силились удержать в степях образ прежнего [294] благоустроенного правления. Они не имели двух сильных к тому средств — денег и войск.

В продолжение целых 20 лет ни Китайцы ни Монголы не преставали тревожить друг друга взаимными нападениями. Наконец в 1388 году показалось за Великою стеною многочисленное Китайское ополчение. Тогос-Тэмур встретил оное у Бойр-нора: но счастие не благоприятствовало его оружию. Он обратился в бегство и на пути убит [295] своими Князьями. В течение десяти лет еще четыре царствовавшие Государя имели подобную же участь, пока наконец Гольци, не имеющий законного права на престол, овладел оным. В сие время сильные Князья Монголии разделились на три стороны или партии, и Глава — сильнейший из них обыкновению занимал при Хане должность Тайши [верховного Везиря]; пользовался неограниченным полномочием в делах, и правом предводительствовать войсками целой Монголии. Князь Элютэй 20 был главою действующей стороны, и многочисленностию собственных войск содержал в страхе обе другие стороны. В Чжуньгарии хотя находились три сильные поколения: Чорос, Хошот и Торгот; но Владетели оных порознь не могли равняться с Элютэем в силе. И так желая соперничествовать с прочими на политическом [296] поприще, они соединились между собою под названием Ойрат, и Чоросского князя Махмуда, как старшего между ними, объявили главою сего союза. Таково было происхождение титула Ойратов, которым Чжуньгарские Монголы гордились более трех веков с половиною. Хотя образ подобных соединений издревле существовал в Монголии: но древние союзы были следствием распоряжений Верховной власти для целого Государства, а не исключительно — для одной какой либо страны. И так Ойраты в точном смысле существовали в одной Чжуньгарии.

Так была ли уплата дани или торговый обмен!!!???

Китай искони платил Монголам за спокойствие северных своих пределов; и сия плата, порука мира, производилась не в виде дани, а под другими предлогами, не унижающими достоинства Империи. В сие время, [300] мир существовавший между Китаем и Монголиею, имел основанием мену лошадей, т. е. Китайский Двор обязан был ежегодно принимать от Монголов известное число лошадей по цене установленной мирным договором. Сей образ Монгольского Вассальства сопряжен был с большими невыгодами и неудобствами для Китая. Монголы приводили плохих лошадей, и в большем против договора количестве; и несмотря на то с дерзостию требовали условленной платы. Число чиновников и пастухов, назначенных для отвода лошадей, иногда ложно показывали от 5 до 4 тысяч человек. Китайское Правительство с своей стороны уменьшало цену за лошадей; сверх сего плата за оных производилась шелковыми тканями и самой средственной доброты и обрезанными 22; а [301] содержание провожатым выдаваемо было только на наличное число людей. От сего тайные неудовольствия с обеих сторон год от года возрастали, и наконец достигли такой степени, что одним только оружием можно было положит конец оным.

Комментарии
1. Чжуньгария от Монгольского слова Чжунь-гар по выговору Южных, и Цзун-гар по произношению Северных Монголов, в переводе значит Восточная сторона.

2. Калмык (Калмак) есть собственное имя данное Западным Монголам от Туркистанцев. Сего слова нет в Монгольском языке и Монголами никогда не употребляется. Фишер ошибочно принимает оное за одно с словом: Калпак. См. Сиб. Ист., введения стр. 22.

3. У кочевых народов под Поколением разумеется владетельный княжеский дом, и княжеский удел, коим он владеет под зависимостию от Хана, как верховной Главы народа. Родом называется боковая линия родственников владетельного князя, и часть удела, отделенная для содержания оной. Сим образом Монгольский народ делится на Поколения, Поколения на Роды. Хан, имея собственный удел, не касается доходов с поколенных уделов; владетельный Князь, имея собственный участок в своем удельном владении, не касается доходов с поместий Родовичей. В военное время Хан, Князья, и Родовичи обязаны содержать свои участки воинов на собственном иждивении.

4. Ойрат есть Монгольское слово; в переводе: союзный, ближний, союзник.

5. Иногда под Чжуньгариею берется один Илиский Округ.

12. Дулга есть Монгольское слово, по Кит. Ту-гю; в переводе; шлем. — Сие Поколение так прозывалось потому, что средоточие Алтая, при подошве коего оно кочевало, имея кругообразное протяжение утесистых горных вершин с глубокою и пространною долиною внутри оных, представляет вид шлема обращенного низом к верху. Г. Дегинь, не читав сего изъяснения в Китайской Истории, основался на мнимом созвучии слова Ту-гю с словом Турки и назвал Дулгасцев — Турками. А как сие поколение, по Кит. Истории, происходило из дома Хуннов, по сей причине и Хуннов назвал Турками же. В последствии многие Историки-Ориенталисты, последуя Дегиню, произвели еще большую запутанность в происхождении Азийских народов. См. Зап. о Монг. Том. II стран. 109 и след.

14. Хойхор есть Монгольское название сего Дома; Туркистанцы выговаривали сие слово Уйгур. Китайцы в своей Истории тонически перелагали первое звуками Хой-хэ и Хой-ху, а второе звуками Вэй-ву-эл или Уй-у-р. О слове уйгур много было споров в Европе; а споры обыкновенно бывают о таких предметах, которые мы не ясно понимаем. Абулгазы-Хан производит Уйгурское поколение от Могулл-Хана, т. е. Монгольского племени. См. Ч. II, гл. 6, стран. 118.

15. Елюй-даши основал в Средней Азии Государство, которое Туркистанцы прозвали Кара-кытай, и которое заключало в себе Юго-Западные пределы Чжуньгарии, Ташкян и Кокан. Найманьский Хан Кучулэ коварно овладел сим Государством в 1201 году. Бывшую Столицу Кара-Китайскую Усунь-ордо, кажется, есть возможность отыскать между множеством развалин находящихся в Киргиз-Казачьих степях.

17. В сие время Главою Чжуньгарских Князей был Хайду, внук Хана Угдэя. Он начал войну с Хубилаем в 1288, и продолжал оную до самой смерти своей приключившейся в 1301 году. В 1303 г. последовал конец помянутой войне. См. Запис. о Монголии Том II стран. 187.

20. Князь Элютэй был столь славен в Монголии, что по его имени и всему его поколению дано название Элют. Слово Элютэй по Китайскому произношению: Олотай, по Монгольскому же выговору следует писать Элютэй, а от сего Элют название поколения. Поколение Элютэево прежде кочевало частию в Чжуньгарии и более в нынешнем Кобдоском Округе, от Чжуньгарии на восток.

21. Поколение Элютов после толиких несчастий еще было столь многочисленно, что по присоединении оного к Ойратам начали всех Калмыков называть Чжуньгарскими Элютали. Таким образом Западные Монголы или Калмыки по стране называются Чжуньгарами, по народности Чжуньгарскими Элютами, по Поколениям именами Поколений, по Родам именами Родов, по союзу Ойратами

Текст воспроизведен по изданию: Историческое обозрение Ойратов или Калмыков с XV века до настоящего времени // Журнал министерства внутренних дел. № 3. 1833

  • Потребител
Публикувано

БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ] ЗАПИСКИ О МОНГОЛИИ 
Многие современные историки и блоггеры взяли за моду писать свои статьи на исторические темы, в которых развивают разные свои гипотезы и фантазии на основе ограниченных базовых знаний из школьных и, как максимум, на основе университетских, институтских учебников. В частности это касается монгол и Монголии.
Что касается монгол и Монголии, то есть, например, много статей, переводов и монографий Бичурина, который посетил Монголию и Китай в 19 веке, и в частности у него можно найти сведения очевидца по разных вопросам, например, о традиции захоронений у монгол, о рудокопстве, о письменности и собственно по вопросу, а кто такие были те монголы!
Итак, читаем и даю цитаты:
Часть II.Содержащая в себе Статистическое обозрение Монголии.
https://vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Zapiski_o_Mongolii/text13.htm

  • Потребител
Публикувано

Политическое разделение Монголии."

Монголия получила сие название от Татаньского поколения, именуемого Монголь (Муньчжуры и Китайцы выговаривают сие слово Монгу), в котором родился Чингис-Хан, соединивший Монгольские поколения в одно политическое тело. Сие название не есть утвержденное государственным постановлением, но введенное и укорененное народным употреблением. Собственно называлась она Татань (Татань есть Маньчжурское слово; в переводе значит шалаш. До покорения Чингис-Ханом всей Монголии Татанию называлась одна Халха), и носила сие название (с XI-го века) до того времени, как Xубилай с принятием Китайского престола принял для своего Дома наименование Юань, которое распростер купно и на Китай и на Монголию. Потомки Чингисовы, по выходе из Китая, вскоре потеряли Восточную и Южную Монголию; и название Юань оставалось только в Xалхе и Чжуньгарии. В начале XV-го века Xан Гольци опять назвал Монгольский народ прежним именем Taтань. В XVI-м столетии Тананьцы заняли Чахар, по которому Xан их Боси сим же именем назвал и народ свой.
Сим образом [129] имена Татань и Юань исчезли. Из оставшихся на севере Аймаков, четыре Ойратские поколения, занимавшие нынешнюю Чжуньгарию, основали особливое владение, под названием Дурбань-ойрат (Дурбан-ойрат значит четыре Ойрата, Это есть общее название отделенному Монгольскому племени, известному под именем Чжуньгаров, от чего и самая страна называется Чжуньгар; слово Ойрат еще до Чингис-Xана известно было, как название особливого Аймака.— Чжуньгарцев Туркистанцы называют Калмаками), а восточные семь Татаньских Аймаков, принадлежавшие Xану, отдельно приняли название Xалхи. После сего восточные Xалхасцы устремились к завоеванию у Китая своих восточных земель, и сообщили южной половине название Монгу или Монгол, которое она и доныне удержала. Но в сем сочинении под Монголиею разумеется целая страна, заселяемая поколениями Монгольского племени.Восточная Монголия простирается от Гиринь-улы до Шанду-гола, межи Чахарской; южная от Шанду-гола до Xундулынь-гола; Xалха составляет северную, Чжуньгария западную Монголию. Но [130] вследствие последнего политического разделения она состоит из трех частей: собственно называемой МонгуXалхи (По сей причине Китайцы называют восточных и южных Монголов — Монгу-та-цзы, а северных Xалxa-та-цзы) и Чжуньгарии. Монгу простирается от Маньчжурии к западу до Ань-си-чжеу, от Великой стены к северу до Шамо и Амура, и содержит в себе 25 Аймаков, (Аймак и Аймань суть одно и тоже. Последнее слово есть Маньчжурское, а первое, прежде у нас принятое, есть Чжуньгарское) которые суть следующие: Корцинь, Дурбот, Чжалот, Корлос, Аракорцин, Карцин, Аохань, Наймань, Тумот, Аонют, Xалхасцы восточного крыла, Чжа-рот, Абга, Абханар, Xаоцит, Учжумцин, Баринь, Кэшиктень, Сунить, Дурбань-хухут, Xалхасцы западного крыла, Моалингань, западный Тумот, Урат и Ордос. Все сии Аймаки с 1655 года находятся под владением Маньчжуров, царствующих в Китае, и для ослабления силы их разделены на 51 знамя (Знамя по-монгольски называется хошу). Знамя есть слово, принятое Маньчжурами для означения удельного владения в качестве дивизии военного народа. Ныне каждый удел Монгольский носит название [131] знамени для единообразия с политическим образованием Маньчжурского народа, который разделен на восемь знамен или корпусов. Каждым Монгольским знаменем управляет особливый князь. Сии двадцать пять Аймаков разделены на шесть Сеймов (т. е. губерний), и в каждом Сейме старший из князей поставлен главою. Права Сейма можно видеть ниже в Монгольском Уложении."

Я так понял Бичурина, что название монголы получили несколько поколений Татаней, которые жили в начале 13 века, при возвышении Тэмуджина, но уже во второй половине 13 века их династия и государство получило название Юань.
Кстати, я так понял это на примере нашей истории: в 20 веке несколько поколений русских, белорусов, грузин, армян и других народов СССР стали называться советские граждане, которые образовали "советский народ", по всей видимости что-то похожее случилось и названием монголы.

  • Потребител
Публикувано
"Естественное состояние Монголии.
Монгу, Xалха и Чжуньгария наполнены горами и реками:Реки в Xалхе: Кэрулынь, вытекающая из Гэнтэя; идучи на восток чрез довольное пространство, впадает в Xулунь-нор, из которого, вышед, под названием Аргуни, изливается в Амур. Онон, у нас Шилка, составляет вершину Амура. По северную сторону сей реки лежит граница между Россиею и Xалхою. От истока ее на юге принимает начало Кэрулынь, на западе Тола. На сих местах родился и усилился Чингис-Xан, родоначальник дома Юань и всех нынешних Монгольских князей.

Климат, качество земли, произведения и торговля.
Горы северной Монголии [152] должны изобиловать различными металлами и минералами; но кочевым рудокопство совершенно неизвестно. Добывание железа в небольшом количестве нельзя считать отраслью промышленности: и посему скотоводство и частию звероловство составляют главное занятие здешних обитателей."

Вполне чётко сказано, что кочевые народы добычей руды не занимались, и даже в 19 веке добычу железа в Монголии нельзя считать значимой, а уж что говорить про 13-14 века!
  • Потребител
Публикувано

"Язык, племена, народонаселение, классы народа.
Ныне многие ученые в Европе занимаются исследованием происхождения народов, населявших, по их мнению, и населяющих [157] Монголию: но они, не зная основательно ни народа, ни его Истории, принимают при сем исследовании ошибочное положение, по которому необходимо должно судить о всем по одним догадкам, поверхностно, и наконец остаться в недоумении. Почти каждое усилившиеся поколение почитают они за особливый народ, отличный от прочих поколений и по происхождению, и по языку. Вот в чем состоит самая важная погрешность их!
Поколениям, то есть владетельным домам, занимающим Монголию, даем ныне название Монголов не потому, чтобы они происходили от дома Монголов, но потому, что сей дом, усилившись, наконец все прочие поколения своего племени покорил своей власти и составил как бы новое государство, которое мало по-малу приобыкли называть Монголом же, по прозванию господствующего дома. Сим образом разные Монгольские поколения и прежде назывались общими именами: Татаньцев, Киданей, Xойхоров (Уйгуров), Тулгасцев, Сяньбийцев, Xуннов и пр.Что касается до переселения многочисленных Монгольских поколений, то Илиские Чжуньгары еще за два века до Р. X. пришли в Или с тех мест, на которых ныне находится Великая стена в губернии Гань-су; Тарбагтайские Чжуньгары пришли в Тарбагтай из южной Монголии в самом конце IV-го столетия, под названием Гаогюйцев, и распространились к северу даже до Якутска. Вся История народа Монгольского свидетельствует, что переходы его поколений из одного края в другой происходили от раздела земель при каждом важном перевороте в сей стране, но ни при одном происшествии не говорит, чтобы вошел в Монголию другой народ, отличный от коренного и по происхождению, и по языку,— [159] неоспоримое доказательство единства Монгольского народа и в самой древности. Татаньцы, пришедшие к Ордосу от вершин Амура, были Тунгусского племени; но по смежности с Монголами имели в своем языке много слов общих с ними, а смешавшись с прочими Монгольскими поколениями, наконец потеряли собственное наречие. И ныне восточные и западные Монголы, по смежности первых с Тунгусами, а последних с Турецкими народами, не могут избегнуть небольшой разности и в самих словах или названиях вещей (Северо-восточные Монголы употребляют наречие с примесью Тунгуских слов; а западные, то есть, Калмыки, с примесью Туркестанских).Населенность Монголии нетрудно было бы определить, положив известное число мужеского пола наравне с женским.Но как Монголия, в совокупности с Олотами и Чжуньгарами взятая, и в цветущие времена не могла выставлять более миллиона конницы, то, предположив набор с трех или много с пяти душ, можно очень близко подойти к вероятнейшему числу народонаселения. Впрочем, нет ни малого сомнения, что Монголы суть наисильнейшие и многочисленнейшие между кочевыми народами в Азии: ибо они несколько раз своим оружием приводили в трепет не только Азию, но [161] и самую Европу, между тем как Турецкие народы Средней Азии ни единожды не могли покорить одной Чжуньгарии, составляющей только западную часть Монголии."

Замечательное место у Бичурина о существовании набора в армию у монгол и чжуньгаров: одного воина с 3 или 5 мужских душ.Не весь народ кочевой составлял армию, как это любят повторять поклонники Гумилёва!

"Политическое состояние жителей разделяется на три класса: дворянствосолдат и духовенство. Личные князья и Тайцзии составляют дворянство. Они многочисленны и суть истинные помещики, которые по частям владеют землями уделов, купно с людьми, живущими на сих землях. Последние суть не что иное, как полусвободные военнопоселяне, которые обязаны исправлять и земские повинности, и воинскую службу.Сверх сих классов находятся невольники или рабы. Они происходят от пленников, а большею частию от преступников, утверждаемых целыми семействами в вечное [162] рабство вместо ссылки: и посему у своих владельцев составляют истинных помещичьих крестьян. Но как они законами лишены политического существования, то и не помещаются в числе народных классов."

  • Потребител
Публикувано

"Наружный вид, свойства и качества. Строение юрт и образ жизни. Пища и одеяние. Упражнения и обыкновения. Кочевка. Художества и ремесла.

Монголы, привыкая с малолетства ко всем нуждам суровой жизни, безвредно переносят сырость, стужу и голод. Будучи воспитаны на коне с луком в руке, они считаются лучшими всадниками, как по телесной крепости так и по искусству в движениях. Но, вопреки мнению просвещенных народов, они геройство поставляют в грабеже соседей и не думают при сем ни о чести, ни о справедливости. Ведут войну по хищничеству, производят набеги для добычи; и потому проигрыш считают неудачею, побег не ставят в бесславие. Походы предпринимают более осенью, когда лошади их в полном туке.
Посреди юрты стоит жаровня с дровяными углями, а наиболее с горящим аргалом (Аргалом называется высушенный помет рогатого скота, при недостатке коего употребляют конский и даже верблюжий. Монголы и в лесистых местах не употребляют дров для согревания юрт; потому что искры и угольки, отскакивающие от головней, могут портить войлоки и производить пожары, а от горящего аргала не бывает искр). Сей огонь служит и к согреванию юрты, и к [173] приготовлению пищи.Земледелием занимаются весьма в немногих местах. Самая большая часть получает пропитание от скотоводства. Как оград ни для юрт, ни для скота не строят, то скот по ночам держится около юрт при собаках. Пастбища делятся на части. Вытравив одну сторону, перегоняют скот на другую; вытравив одно место, переходят на другое. Кочуют по большой части рассеянно; летом при речках, зимою в глубоких долинах при подошвах гор, которыми закрывают себя от господствующих здесь пронзительных северо-западных ветров. На местах, назначаемых под зимнюю кочевку, летом уже не пасут скота. Для зимы не заготовляют сена; а скот, разгребая снег копытами, питается подножным кормом: почему во время глубоких снегов много пропадает его от истощения и холода. Летом большая засуха и саранча также производят голод, от которого приключается зараза и в людях и в скоте, особенно в местах бестравных.Кочевая жизнь не дозволяет Монголам [181] заводить фабрик и мануфактур. Художеств также не знают; можно только найти небольшое число средственных живописцев и серебренников. Кузнецов и плотников также очень мало, а железные и деревянные изделия более получают от Китайцев. Добывание и плавление металлов вовсе неизвестно им, хотя горы, как в южной так и в северной Монголии, содержат в себе великое количество разных руд. Алтайские горы преизобилуют золотом, от чего и самое имя получили; но Монголы здесь добывают только небольшое количество железа.

  • Потребител
Публикувано
О браках и похоронах.
Погребение мертвых неодинаково. Владетельных князей и их супруг, также царевен и царских зятьев хоронят по обыкновениям Китайским с Шаманскими обрядами. Полагают их в гроб оболоченных в одежду, и содержат на кладбище до прибытия посланника от Китайского двора для принесения жертвы покойной особе. После сего погребают, и сыновья со внуками ежегодно делают поклонение и приносят жертвы над их прахом в предписанные законами времена. Из прочих, как скоро кто умрет, то оболокают его в любимое им хорошее платье; потом обвертывают войлоками в протяженном положении. Похороняют по гаданию Лам, или полагая труп на сучьях дерева, или зарывая несколько в землю, или обкладывая каменьями на поверхности земли, но только всегда от своих юрт к северу. В первом случае трупы покойников сами собою истлевают, а в последних двух делаются жертвою собак и волков, которые изучились пользоваться сими остатками человечества. Последнее погребение есть обыкновеннейшее: ибо хотя законами всем без исключения дозволено иметь [187] кладбища, но вообще мало таких достаточных людей, которые бы в состоянии были иметь гроб и содержать родовое кладбище для погребения. Богатых Лам, подобно как и в Тибете, сожигают на срубе благовонных дерев, а прах их скрывают в Субарге (Субарга есть обелиск каменный или деревянный, сооружаемый при сем случае в честь умершего знаменитого Ламы. Строят сии субарги и при дорогах для поклонения. Субарги над могилами Xошанов бывают не более двух аршин в вышину, в подобие округленного болванчика. Это есть Тибетское обыкновение. Впрочем в Монголии вовсе невидно курганов, или возвышенных могил древних, каковые существуют в Китае, Тибете и России. Из сего должно заключить, что здесь и в древности едва ли существовало обыкновение зарывать знатных покойников в землю со всеми любимыми для них вещами и делать над ними высокие насыпи для отправления поминок или тризн). Бедные и низшие Ламы по смерти своей не могут иметь другого погребения, кроме обыкновенного, то есть — учиниться жертвою собак и волков: ибо обряд сожжения требует немаловажных издержек. Знатные и достаточные люди пред погребением покойника приглашают Лам для чтения молитв. Пространное моление о упокоении умершего продолжается семью семь, или по нашему счету семь недель.
  • Потребител
Публикувано

Словесность и просвещение Монголов.

"В древние времена Монголы были разделены на многие владения, друг от друга независимые. За два века до Р. X. Модо-Хан соединил Монгольские поколения в одну державу, и привел под свое владычество соседственные народы. Обширность пределов и многосложность дел потребовали нового порядка. Тогда Монголы почувствовали нужду в письме и начали употреблять Китайские гиероглифы,...Наконец в X-м веке в первый раз показалось у Монголов собственное письмо. Оно изобретено первым Киданьским государем Амба-гянем в 920 году. Нючжисцы даже перевели на свой язык многие Китайские классические книги. Но удивительно, что с разрушением домов Киданьского и Нючжиского не токмо памятники их просвещения и Словесности, но и самые буквы утрачены, так что и доныне не отыскано ни одного отрывка, по которому бы можно было узнать форму употребляемых ими букв и судить о тогдашней Литературе их. Чингис-Xан, основатель Монгольского дома, и его преемники употребляли Уйгурское письмо; также вели письменные дела и на Китайском языке. Уже в 1269 году Тибетский Лама Поксба изобрел нынешние Монгольские буквы. В Xубилаевом манифесте по сему случаю сказано "наш дом восприял начало в северных странах и для объяснения отечественных слов употреблял письмо Китайское и Уйгурское. Обращая взор на Ляо (Кидань) и Гинь, видим, что оба сии дома имели собственные буквы. Словесность нашего языка мало по-малу образовалась; но мы до сего времени еще не имели собственных букв. Вследствие сего государственный учитель (Го-ши) Поксба изобрел Монгольские буквы, которые ныне и рассылаем по провинциям, дабы впредь все дела производимы были на нашем отечественном языке. За таковой труд жалуем Поксбу титулом Цзяо-ван (король веры)". История присовокупляет к сему, что число букв его простиралось до 1000 (Изобретенных Поксбою букв считалось 41, а со складами до 1000), и главное свойство их состояло в изображении тонов или звуков голоса.Несмотря на выражения Xубилаева манифеста, сие изобретение новых Монгольских букв, вероятно, было не что иное, как [204] преобразование старого Киданьского письма, употребляемого и Нючжисцами. В сем предположении утверждают нас две причины: 1-я. Невозможно, чтоб потомки Киданьского дома, удалившиеся в Тарбагтай, не могли сохранить прежнего своего письма: ибо основанное в 1125 году здесь ими царство разрушилось уже в 1201 году, когда Чингис-Хан начал усиливаться. Сверх сего первый на западе государь их Елюй-Даши был по испытанию признан академиком по Словесности. От падения же Нючжиского дома до изобретения новых Монгольских букв прошло только 55 лет, и также совершенно невозможно, чтоб в столь краткое продолжение времени могло погибнуть письмо, употребляемое столь обширным, могущественным и образованным государством, каково было Нючжиское. 2-я. Что самые Уйгуры, которых письмо употреблял в начале дом Чингисов, были Тарбагтайские Монголы, утвердившиеся в Восточном Туркистане, где потомки их, оставшиеся в Турнане, несмотря на то, что говорят Турецким языком и исповедуют Магометанскую веру, и теперь употребляют древнее Уйгурское письмо, которое сходствует с нынешним Монгольским. [205]С другой стороны, Xойхорцы и Киданьцы были один и тот же Монгольский народ, но только под двумя именами, заимствованными от господствовавших над ними домов. Но как Кидани имели главное пребывание на самой границе, отделявшей Монголию от Маньчжурии, и существовали после Xойхоров; Xойхоры напротив царствовали в северной Монголии и имели тесные связи с западными народами: то ближе и правдоподобнее полагать, что Xойхорцы первые изобрели древнее Монгольское письмо, называемое посему Уйгурским, и положили изображать буквы сверху к низу для применения к переводу с Китайского языка; дом Киданьский принял или усвоил оное себе уже по покорении Монголии. Нючжисцы, как известно, заимствовали сие письмо у Киданьцев. Кажется, сим же образом поступили и Монголы. Молчание Китайской Истории в сем случае не может служить опровержением, когда свидетельствами западных историков доказано будет, что Xодхорское письмо существовало еще до X-го столетия. Но думать с Европейскими учеными, что Уйгурское письмо изобретено коренными Турпанцами, противно здравому разуму: потому что Турпанское княжество, имеющее ныне около 3000 [206] семейств, и в древности было немноголюднее. Удобнее было сделать сие Кашгару или Яркяни, как городам многолюднейшим, имевшим тесную связь с западными народами.В продолжение династии Мин монастыри и княжеские резиденции в Монголии служили прибежищем Словесности. При настоящей династии Цин с того времени, как Монголы вступили в Китайское подданство, все общественные дела их производятся на Маньчжурском и Монгольском языках. Для образования юношества в Монгольской Словесности заведены Китайским правительством училища в Калгане и Пекине. В первом обучают Чахарских детей языкам Монгольскому и Маньчжурскому, приготовляя их к производству письменных [207] дел по своему корпусу.

Напиши мнение

Може да публикувате сега и да се регистрирате по-късно. Ако вече имате акаунт, влезте от ТУК , за да публикувате.

Guest
Напиши ново мнение...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Вашето предишно съдържание е възстановено.   Изчистване на редактора

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Зареждане...

За нас

"Форум Наука" е онлайн и поддържа научни, исторически и любопитни дискусии с учени, експерти, любители, учители и ученици.

За своята близо двайсет годишна история "Форум Наука" се утвърди като мост между тези, които знаят и тези, които искат да знаят. Всеки ден тук влизат хиляди, които търсят своя отговор.  Форумът е богат да информация и безкрайни дискусии по различни въпроси.

Подкрепи съществуването на форумa - направи дарение:

Дари

 

 

За контакти:

×
×
  • Create New...
/* Revenue-Ads-Footer */ /* За дарение */
×

Подкрепи форума!

Дори малко дарение от 5-10 лева от всеки, който намира форума за полезен, би направило огромна разлика. Това не е просто финансова подкрепа - това е вашият начин да кажете "Да, този форум е важен за мен и искам да продължи да съществува". Заедно можем да осигурим бъдещето на това специално място за споделяне на научни знания и идеи.